Почему священники носят бороду и длинные волосы
Migliori-clinic.ru

Женская красота

Почему священники носят бороду и длинные волосы

Зачем священнику борода и длинные волосы?

Длинные волосы у священнослужителей — это традиция. Скорее всего, она пришла с православного Востока под влиянием монашества. Во всем православном мире, в том числе и у восточных славян, ношение бороды и удлиненных волос у священников являлось нормой.
Исключение составляли земли западной части христианского мира. Римская традиция предписывала стричься и бриться. Это было обусловлено гигиеническими нормами той эпохи. Западноевропейская медицина тогда предписывала в целях личной гигиены для предотвращения болезней и появления вшей остригать волосы и брить бороду. Купаться в реке, как это делаем мы сейчас, считалось антисанитарией, так как многие ученые доказывали, что в водоемах обитают разные источники инфекций. На Востоке же, напротив, омовение, в том числе и с погружением в воду, считалось обязательной каждодневной нормой.

В Русской Православной Церкви традиция ношения длинных волос священнослужителями пришла на смену другому обычаю — выстригать волосы на темени, что символизировало терновый венец Иисуса Христа. На Русь эта традиция пришла из Византии. Там обычай выстригать волосы существовал со времен раннехристианской Церкви, но окончательно утвердился в VII веке (21-е правило VI Вселенского собора 692 г.). Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». На Руси выстриженная маковка клириков получила название гумёнцо. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой — скуфьей.

С XVII века в Русской Православной Церкви существовали уже две традиции вместе: не стричь волосы и выстригать гуменцо. Об этом свидетельствует, например, архидиакон Павел Алеппский, который в 1656 году путешествовал в Москву вместе со своим отцом, Антиохийским патриархом Макарием: «Волос на голове они (священники — д.И.И.) не бреют, за исключением большого кружка посредине, оставляя прочие длинными, как они есть» [Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Москву в XVII веке. СПб., 1898. С. 97]. Как долго практиковалось выстрижение маковки, с точностью сказать невозможно, но к XVIII в. эта практика была совершенно оставлена.

Вероятно, с тех самых пор, как священники стали отпускать длинные волосы, последние для них превратились в предмет повышенного внимания. Так Церковь столкнулась с необходимостью выработать некоторые рекомендации относительно того, каким должно быть отношение к своим собственным волосам со стороны каждого отдельного иерея. О внешнем виде священника, как и об уходе за волосами, говорит один из разделов пастырского богословия — науки о нравственных качествах и обязанностях иереев.

Прическа священника, как и весь внешний его вид, должна свидетельствовать о его скромности и сдержанности. Лохматые, непричесанные, грязные волосы, равно как и чрезмерно ухоженные и уложенные по светской моде, расцениваются как недопустимые для духовенства. В заботе о волосах требуется избегать крайностей.

В русской церковной традиции как борода, так и длинные или удлиненные волосы были и остаются отличительными признаками православного духовенства, что вполне согласуется и с богослужебным облачением, и с традиционным восприятием духовенства православным народом.

Если священник не носит бороды и удлиненных волос не по состоянию здоровья, а сознательно в соответствии со своим желанием, то у людей (не только верующих) возникает вполне обоснованная мысль, что священник стесняется своего служения и, в каком-то роде, «маскируется».

И у традиции выстригать гуменцо, и у традиции отпускать волосы до плеч были свои основания, но ни одно из них не имело силу закона. Предписание ап. Павла к Коринфянам (1 Кор.11:14-15) — это не закон или правило, требующие беспрекословного исполнения, это обычай, соответствующий эпохе и культуре первых христиан на Востоке.

От себя могу лишь добавить: если уж решил священнослужитель отращивать длинные волосы, то нужно за ними ухаживать и внимательно прислушаться к наставлениям, какие давал, например, профессор архимандрит Киприан (Керн): «Умеренно подстриженные волосы, подровненная борода и в меру укороченные усы никак не могут уменьшить духовности священника и подать повод к упреку в щегольстве» (Архимандрит Киприан, профессор. Православное пастырское служение. СПб., 1996. С. 92)

Почему священники носят бороду: обычаи, исторические факты

Когда человек приходит в церковь впервые и видит батюшку, что запоминается? Облачение священника, крест на груди и длинная борода. Взгляд и доброе слово на исповеди вспоминают уже позже, по мере того, как человек становится церковным.

Почему священники носят бороду? Задумывались ли об этом верующие люди? Едва ли — ну носят и носят, положено так.

Давайте поговорим о том, почему все же так положено.

Вначале была.

Выстриженная маковица. Эта византийская традиция пришла на Русь. Что она символизировала? Терновый венец Христов. Священники выстригали полукругом маковицу, остальные же волосы оставались длинными. Такая прическа получила название «гуменцо». Она существовала до XVIII века, в дальнейшем подобная практика утратила свою необходимость.

Интересная традиция

Уже в XVII веке на Руси священники соединили две традиции: выстригать гуменцо и отпускать волосы вкупе с бородой. Таким образом, макушка была гладко выбрита, а оставшиеся длинные волосы заплетали в косу. Выбритую часть головы закрывали специальной шапочкой — скуфьей. Почему православные священники носят длинные волосы? Об этом — в следующем абзаце.

Откуда это пришло

Традиция не стричь волос и бороды, возможно, появилась под влиянием восточного монашества. Монахи не стригут волос и не бреются. Постепенно она распространилась и на другие православные страны, включая Русь. Единственное исключение — западный христианский мир. Там предписывалось состригать волосы и брить бороду, но это делалось с медицинской точки зрения — во избежание распространения вшей. Купаться в водных источниках, например в реках, запрещалось. Считалось, что в водоемах слишком много инфекций.

На Востоке все было в точности до наоборот. Омовения совершались ежедневно, это считалось обязательным.

Еще одним ответом на вопрос, почему священники носят бороду и длинные, аккуратные волосы, логично считать Библейское предписание. «Не стригите главы вашей кругом и не порти края бороды твоей», — эта строчка из Ветхого завета.

А как у католиков?

С православием более или менее понятно, и с его отношением к длинным волосам и бороде у священников — тоже. А как у католиков? Почему православные священники носят бороду, а католические — нет? Среди духовенства этой конфессии много безбородых и коротко остриженных представителей.

Дело в том, что традиции по ношению волос и бороды католики унаследовали от древних римлян. Те, как говорилось выше, были сторонниками сбривать бороды и стричь волосы по гигиеническим мотивам.

Времена изменились, а традиции у католиков остались. Русский Стоглавый Собор в 1551 году признал эти традиции ересью.

Интересный факт

Почему священники носят бороду и усы? Вы замечали, что у всех священников разные бороды? У кого-то аккуратная, «профессорская» бородка. А кто-то щеголяет с длинной лопатообразной бородой. Есть интересное мнение: священники — выходцы из интеллигенции предпочитают как раз аккуратные бородки. А те, чьи предки были крестьянами, носят величественные лопатообразные бородищи.

Внешний вид батюшки

В российских храмах давно привыкли к тому, что у священника обязательно должна быть борода. Это неизменный его атрибут, почти такой же, как облачение. Волосы некоторые, особенно молодые служители церкви, позволяют подстричь. Но борода неприкосновенна.

Многие люди, даже ходя в церковь годами, понятия не имеют, почему священники носят бороду и длинные волосы. А между тем все просто, как нам удалось выяснить.

Но вернемся к тому, как должен выглядеть православный батюшка. Почему-то у многих людей возникает ассоциация: он непременно толстый, с седыми волосами и бородой. Что касается телосложения и цвета волос — это только человеческие домыслы. Батюшки бывают разные. Нет, не черные, белые и красные, а стройные и не очень, высокие и низкие, седые и черноволосые. Но всех их объединяет борода.

Читать еще:  Как правильно накрутить бигуди на короткие волосы

Что предписывает церковь?

Почему православные священники носят бороду? Это предписано церковью. Но бородатый батюшка, к тому же с длинными волосами, должен выглядеть аккуратным. Кому понравится лохматый, с давно немытой шевелюрой, священнослужитель? К тому же с неухоженной длинной бородой? Разумеется, к такому батюшке вряд ли потянутся прихожане.

Как должен выглядеть священник? Длинные волосы собирают в хвост. Голова всегда чистая. Борода аккуратно причесанная и имеет форму, несмотря на длину. Но в заботе о прическе и бороде нельзя доходить до крайностей. Неуместна будет как неухоженность, так и излишняя «зализанность».

Образ священника в православии

Почему священники носят бороду, мы выяснили. А каков он, православный батюшка? Он стремится быть похожим на Христа, ибо священник — это земной образец для христиан. Не это ли одна из причин ношения длинных волос и бороды? Ни на одной иконе нет изображенного Спасителя без бороды и удлиненных волос.

Священник носит специальное облачение и рясу. Ряса представляет собой подобие платья с очень широкими рукавами, обычно черного цвета. Но могут быть и летние варианты этой одежды — светлые. Когда очень жарко, в черной рясе далеко не комфортно.

Белое духовенство, то есть женатые священники, носят скуфью — специальную шапочку. Черное духовенство — монахи — облачено в рясу и клобуки. Клобук — это высокая черная «шапка» с покрывалом сзади. Покрывало идет по спине и спускается до пола. Непременный атрибут монашества, за исключением бороды и длинных волос, — четки. По ним монахи молятся. Мирские священники тоже могут носить четки.

Значит, представитель белого духовенства выглядит так:

Облачение и ряса.

Большой крест на массивной цепочке на груди.

Длинные волосы и борода.

Иногда — молитвослов в руках и четки.

Интересные факты

Почему священники носят бороду? На этот вопрос мы уже ответили. Теперь давайте поговорим о некоторых интересных фактах, связанных с небритостью батюшек и не только:

В православном храме можно встретить священнослужителей без бороды или с редкой растительностью. Как правило, это молодые батюшки, и отсутствие бороды — явление временное.

Считается, что если батюшка не носит бороду, по причинам, не связанным с состоянием здоровья, то он стесняется своего служения. К таким священникам относятся настороженно, прихожане стараются избегать их.

Не только священники должны отращивать бороды. Это обязанность всех православных мужчин, согласно указанию Ветхого Завета о стрижке волос и бритье бороды.

Женщинам в православии также запрещено стричься.

Считается, что волосы — это прикрытие человека на Страшном Суде. На нем все будут обнажены, и смогут спрятать наготу лишь под длинными волосами.

В православии не существует представительниц прекрасного пола среди духовенства. Это не связано с притеснением женщин. Достаточно вспомнить, что самая почитаемая Женщина — это Дева Мария. Дело в том, что Бог пришел в мир в мужском образе. Священник представляет собой образ Христа. Женщина, ввиду пола, не может представить Его образ.

Вместо заключения

Основная цель статьи — рассказать читатель, почему священники носят бороду и зачастую длинные волосы. Ознакомить его с традициями в православии, рассказать о том, что представляет собой православный батюшка.

Давайте выделим основные аспекты в статье:

По каким причинам батюшки носят бороды и длинные волосы? Одна из них — соответствие облику Христа. Он изображен с бородой и волосами.

Вторая причина кроется в пришедшей на Русь восточной традиции православного монашества. Монахи не стригут волос и не бреют бород.

Указание в Ветхом Завете на то, что не нужно мужчине брить голову и стричь бороду.

В католицизме все наоборот. Католические священники бреются и стригутся. Это связано с древнеримскими гигиеническими нормами, превратившимися теперь в традицию. В Древнем Риме предписывалось брить бороды и стричь волосы во избежание распространения вшей. Кроме того, запрещалось регулярное купание в реках. На Востоке каждодневное омовение считалось обязательным.

Что можно добавить? Едва ли короткие волосы и укороченная борода умаляют достоинства батюшки как священника. Дело не в наличии бороды или волос на голове, а в том, как священник подходит к своей миссии.

Почему священники носят бороду и длинные волосы?

Борода священника – незыблемая традиция, существующая испокон веков. Трудно представить служителя, без этого атрибута русской православной церкви. Традиция восходит к ветхозаветным временам, когда стрижка и бритье считались языческими траурными обрядами, потому строго запрещались. Чтобы разобраться, почему священники носят бороду и длинные волосы, уйдем вглубь истории нашей страны.

Зачем священнику борода и длинные волосы

Существует версия, что подобный образ был воспринят монашествующими странниками, у которых было мало возможностей для поддержания себя в опрятном виде.

Сегодня у людей сложился обобщенный образ батюшки, чаще всего он имеет такие аксессуары:

  • длинная ряса;
  • большой крест;
  • книжечка с молитвенным текстом;
  • длинные волосы, завязанные в хвост;
  • растительность на лице.

Трудно представить батюшку без этого атрибута. Шевелюру отращивает не каждый, многие носят современную стрижку.

История православия повествует, что ранее, людям, облаченным церковным саном, запрещалось удалять щетину с лица, даже, когда существовал повсеместный закон о запрете на её ношение среди мирян. Корни этой традиции уходят далеко, в древние цивилизации.

Такие традиции имеют свои основания:

  • во время приема Русью религии из Византии, воспринимался церковный устав, который был создан для монашествующих лиц;
  • запрет на стрижку волос головы пришел вместе с религией;
  • растительность являлась характерным признаком, выделяющим батюшек среди населения.

Ношение такой стрижки, способно доставлять немало неудобств, начиная от застревания кусочков пищи во время еды. Такой аксессуар обладает несомненной пользой: личность идентифицируют, как слугу Божьего, представителя Церкви Христовой. Это дает осознание собственного предназначения, лишний повод следить за собственным поведением, чтобы не опозорить имя Божие.

Есть люди без этого традиционного атрибута. К примеру, святитель Николай, отличался аккуратной стрижкой. Он носил выстриженное гуменцо, являвшееся признаком его принадлежности к священному сану. У людей, служащих церкви, могут быть совершенно разные виды бороды, только традиционные её модели.

Можно встретить молодого батюшку, практически без растительности. Это временное явление, просто юноша, еще молод, не успел отрастить нужное количество щетины.

Если обратиться к Вселенскому Собору, можно отметить наличие запрета и апостольских наставлений уже тогда. Брадобритие открыто именовалось грехом по канонам Ветхого Завета, Библия содержит отсылки к подобному запрету.

Православная вера утверждает, что бритье – признак недовольства людей собственной внешностью, дарованную Господом Богом. История знает о созвании Стоглавого собора, когда было принято решение о проведении погребальной службы над безбородыми личностями.

Умершего мужчину запрещалось отпевать, когда он не имел подобного атрибута, после его погребения запрещалось ставить о нем свечи в храме.

До прихода к власти Петра Первого, брадобрейство строго запрещалось и наказывалось, приравнивалось к греху прелюбодейства, за непослушание отлучали от церкви.

Старообрядцы и сейчас верят, что отсутствие волос на линии подбородка будет препятствием к попаданию после смерти в Царство Небесное.

Существует несколько версий этой традиции:

  1. Соблюдение канонов Ветхого Завета, запрещающих стрижку растительности лица и головы, а также любое изменение их формы.
  2. Желание быть похожим на Иисуса.
  3. Признак выделения из общей массы, чтобы другие воспринимали священника иным, прислушивались к проповедям, внимали доводам.
  4. Существует версия, что растительность – способ накопления энергии, как жизненной, так и духовной.

Найти точный, единственно верный ответ, почему священники оставляют волосы нетронутыми, трудно. Самым распространенным считается мнение о наложении подобного запрета Библией.

Читать еще:  Чемеричная вода для роста волос применение

Запрещено ли брить бороду попам

Православным попам ношению этого атрибута предлагают обучаться со времени посещения духовной семинарии. Растительность лица является одним из символов веры.

Согласно Библии, каждый мужчина обязан отращивать шевелюру, отказываться от её состригания. Женщинам предписывалось оставлять без изменений свою шевелюру. Рекомендации обуславливались мнением, что человек обязан выглядеть таким, каким его создал Бог. Если люди изменяют собственную внешность, они противятся воле Бога.

Если для обычных людей нарушение такого запрета воспринималось лояльно, то для служителей строго порицалось. Они должны были строго придерживаться законов Божьих.

Русские православные традиции приравнивают растительность к символам православного духовенства. Когда батюшка не носит этого атрибута по состояния своего здоровья или иным физиологическим причинам, он неизменно вызывает подозрение.

Борода – обыденное, привычное облачение человека, облаченного церковным саном. Большинство людей не придают ей большой роли, однако она имеет глубокие корни, уходящие в древнюю историю, обладает великим значением.

Зачем православным нужны бороды

протоиерей Артемий Владимиров

315 лет назад Петр Первый ввел налог на бороды, сделав исключение для Церкви. Отец Артемий объясняет, почему семинаристов сегодня заставляют бриться, и правда ли, что у консервативных священников бороды длиннее, чем у либеральных.

— Почему православные носят бороды?
— Вспоминая этот указ Всероссийского Императора, который, благодаря своим советникам, умел пополнять государственную казну из ничего, мы с вами должны признать, что борода является прерогативой не только православного мира. Но все народы древности, как об этом свидетельствуют археология, живопись и литература, в бороде видели неотъемлемую часть мужеского достоинства, очевидно, отождествляя ее с добродетелями мужества, мудрости, стати, сильного мужского ума. Средние века и новейшее время во многом подчинили одежду и внешность людей европейскому стандарту.

Однако в лоне русского Православия всегда господствовали консервативные воззрения на сей счет. И сегодня, увидев бороду на улицах столичного города, можно сразу догадаться, что перед нами либо православный христианин, либо представитель какой-то иной традиционной мировой религии, ведь бородами не брезгуют и иудеи и мусульмане.

Но мы с вами, возвращаясь к обычаям, принятым у православных христиан, скажем, что не в бороде счастье. Отрастить длинную бороду ума не нужно. И, конечно же, нравственное достоинство христианина ни в малой мере не зависит от того, как он относится к ношению бороды.

Оговоримся, для православных священнослужителей наличие бороды является неотъемлемым требованием к их внешнему виду, ибо все в жизни пастырей должно быть увязано не только с двухтысячелетней христианской традицией, но и с несколькими тысячами лет библейского бытия. Еще в ветхозаветных Моисеевых книгах, в частности, в книге Левит, мы находим описание внешности священнослужителей и указание не повреждать края бороды своей ( Лев. 21:5 ).

Нет, конечно, мы не будем утверждать, что подобные обрядовые постановления строго обязательны для современного священника. Но существуют тонкие, почти неуловимые нюансы, которые воспринимаются чутким сердцем православного народа.

Народ наш , консервативный и традиционный, конечно принимает любого батюшку. Но про себя все же отмечает: ах, как жаль, что батюшка обкорнал свою бороду, оставив вместо нее крысиный хвостик а ля Троцкий или наподобие куцей бородки, принадлежавшей «всесоюзному козлу», как, если я не ошибаюсь, называл Калинина Иосиф Сталин.

Увидев молодого священника с гладко выбритыми щеками, его ухоженную под революционный манер бородку,внимательные люди отмечают – а это батюшка «прогрессивного» толка, не слишком озабоченный вхождением в традицию…

Однако это всего лишь психологические наблюдения, и прошу читателей правильно воспринять мои слова. Мы сейчас беседуем более об эстетике, чем об этике, и ни в коей мере не бросаем тень на тех священников, которые тяготятся ношением длинной бороды.

— Так верно ли говорят, что длинная борода это признак консервативного священника, а короткая – либерального?

— С некоторой натяжкой можно это предположить, но не будем нашим наблюдениям придавать силу правила. Главное, безусловно, в качестве твоих помыслов, в образе твоих мыслей и жизни. Но некий намек на сущность дела в особенностях внешнего вида, конечно, содержится. Вы помните изречение отца Павла Флоренского, который говорил, что одежда, а стало быть, и внешность, есть продолжение личности человека, — и поэтому самые малые малости нашего туалета, одеяние, внешность, говорят об определенном устроении души.

И если вы Шерлок Холмс, то есть человек психологичный и наблюдательный, то, безусловно, встречая человека «по одежке», составляете о нем некое первичное впечатление. Тем паче, имеет внутреннее право на свое суждение священник, который отличается опытностью, всегда находясь в центре внимания, под перекрестьем десятков, а может и сотен взглядов.

Поэтому любой батюшка должен давать себе отчет, что все его вкусы, пристрастия и привычки, имеющие отношение к внешнему облику, всегда могут стать пищей для напряженного размышления. Особенно это справедливо в отношении священников, которые появляются в телевизионном окошке.

— А почему семинаристов заставляют свои бороды брить?
— Для того, чтобы отличить это сословие от тех, кто уже принял священный сан. Едва лишь только семинариста рукоположат в диаконы, как он начинает и внешним видом отличаться от своих собратьев. Впрочем, исключение, как мне помнится (я преподавал в Московских духовных школах более 10 лет), делалось для семинаристов из старообрядческих согласий. Уважая их консерватизм и не желая никаких драм, имевших место при Петре Великом, им дозволялось ходить в черных семинарских кителях и при этом носить свои окладистые бороды.

«Ты зачем длинные волосы носишь?!»

Памяти старца Григория (Зумиса)

23 апреля исполнилось полгода по преставлении ко Господу геронды Григория (Зумиса), игумена святогорского монастыря Дохиар. Он мог сказать то, что ты никогда и нигде больше не услышишь. Как, например, проникнуть в сущность другого человека? Но главное – чего это будет тебе стоить? Старца вспоминают в том числе и те, кто до сих пор ломает голову над его поступками и словами…

Архимандрит Григорий (Зумис)

Актуальный разговор

Протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Акулове:

– Геронда Григорий – очень трогательный старчик. Такой любовью к людям обладал.

Мы как-то раз пришли в Дохиар, у них там был какой-то особый день, мы думали, он нам что-то скажет, а он стал меня просить, и так я там перед братией выступал.

Протоиерей Валериан Кречетов и р.Б.Рафаил

Это он, кстати, сказал эти очень актуальные сейчас слова:

– Дьявол сначала поднимает национальное сознание, потом религиозное разворачивает в ту сторону, что, мол, какие мы исключительные, особые. И отделяет так от всех остальных. А потом по одному всех передавит!

А одному батюшке, у которого были проблемы со взрослыми детьми, и он спросил, как ему быть, геронда ответил:

– Не ввязывайся, будешь всю жизнь виноват!

Как богемного рок-музыканта может переплавить монашество

р. Б. убогий Рафаил:

– В Дохиаре были очень интересные беседы. Отец Григорий – это был такой кремень веры! Старец был такого смирения! Мы, когда впервые приехали, заходим на территорию обители, там ходит какой-то человек весь в рванье, а вокруг него, наверно, 100 котов бегают. Хвосты у всех – трубой! И еще маленькие собачки мельтешат. Мы – к нему, а он:

– Да вот сейчас монахи придут, все будет. – а себя как бы ни во что ставит.

Пришли монахи, нам тут же попался среди них русскоговорящий парень, выходец из России. Он нам все объяснил. Потом мы узнали, что этот брат раньше был музыкантом, играл тяжелый рок. А геронда Григорий смотрел в сердце, в душу человека, ему неважно было, как до этого жил человек. Мог просто взять и сказать паломнику:

Читать еще:  Картинки аниме парней с белыми волосами

Геронда Григорий и кошки

Геронда Григорий смотрел в душу человека, ему неважно было, как до этого жил человек

Я видел потом этого брата два года спустя – его было не узнать! Монашество его очистило, переплавило.

А тогда мы, помню, прошли на трапезу, глядь, а во главе стола тот самый монашек. Только ряса на нем уже другая, не рабочая. Это, оказывается, и был игумен. Геронда Григорий. Начал он говорить, и все просто рты пооткрывали. Он нам такие вещи рассказывал! Я такого ни в каких книгах не читал. Это такой духовный человек. Греция по одним его молитвам удерживаема была от многого зла. А как он любил Россию!

На престольный праздник монастыря в Дохиар приезжало очень много паломников. И из Греции, и из России даже детей с собой привозили – лишь бы только старец их благословил.

Что это было?

– Геронда Григорий, – об этом знают все, кто бывал в Дохиаре, – имел обыкновение благословлять пощечиной. При этом считалось, что чем сильнее – тем лучше. Рука у геронды была очень тяжелая – по крайней мере у меня осталось такое впечатление. Я вот сейчас это вспоминаю, и у меня щека начинает гореть. В отдельных случаях мог и посохом «благословить» – если, например, кто-то в его присутствии сидел нога на ногу (потому что так раньше блудницы сидели).

Сам я много лет носил длинные волосы. Мне казалось, это весьма соответствует придуманному мной самим образу элегантного и богемного господина.

И когда я впервые пришел в Дохиар, архондаричий мне объявил:

– А тебе надо подстричься! Давай-ка я прямо сейчас тебя подстригу.

– Вот еще новости, – уперся я, – даже не подумаю. Мне так нравится.

– Тогда, – архондаричий был конкретен, – приложись к «Скоропослушнице» и уходи. В монастыре мы тебя не оставим. Геронда благословил длинноволосых не оставлять.

Геронда благословил длинноволосых не оставлять

Я и ушел. Геронду тогда так и не увидел.

Спустя несколько лет, уже в последний день нашего паломничества на Афоне, я пришел в Дохиар вместе с моим сыном Иоанном, которого в семье мы зовем Яником. Тогда ему еще не было 16-ти.

Как раз закончилась трапеза, и геронда вместе с братией вышел в галерею. Рядом со старцем бежали маленькие собачки, и было видно, как они его обожают. Одна из собачек так хотела быть рядом с ним, что прыгнула именно на то место, куда геронда садился, и именно в тот момент, когда он уже садился. И геронда, разумеется, сел прямо на нее. Но собачка даже не пискнула. Она выбралась из-под геронды, встряхнулась, как бы приходя из сплющенной в прежнюю форму, и с совершенно счастливым видом приткнулась к его боку.

А геронда в это время среди многочисленных паломников увидел нас – и вдруг говорит Янику:

– А ты оставайся с нами! Сейчас подрясник тебе принесем. Будешь с нами жить, я тебя монахом сделаю!

В монастыре Дохиар

Я замер. Мы, когда ехали тогда на Святую Гору, мне вдруг жена сказала:

– Смотри только, ребенка там не оставь!

Материнское сердце чуткое, похоже, что-то оно чувствовало.

Яника, приехавшего тогда на Афон впервые, вообще принимали как-то особенно: в Кутлумуше архондаричий брат Иосиф, только его увидел, снял с себя скуфейку и на него надел.

И теперь вот такое предложение от старца.

Яник молчит. Думает. Принимает решение.

А я стою, у меня сердце бьется. Молюсь и думаю: «Если сейчас он согласится, то и я останусь с ним. хотя бы на какое-то время… Не оставлю же я его тут одного?»

А Яник все молчит.

«Ну, – думаю, – все. Прости, любимая, не смог я твою просьбу исполнить».

И вдруг слышу, сын мой произносит:

– Простите, я еще маленький.

А геронда смотрит на него пристально и спрашивает:

– А сколько тебе лет?

– А мне, когда я сюда пришел, было 12, – сказал старец и тут же, видимо, чтобы больше никого не смущать, перевел разговор на другую тему.

Тот самый Яник, которого геронда хотел оставить в Дохиаре, видимо, прозирая в нем служителя Христова Вскоре взгляд игумена остановился на моих длинных волосах:

– Послушай, – обращается он ко мне, – Что-то волосы у тебя длинные. Давай-ка мы тебя подстрижем.

– Нет-нет, – говорю, – спасибо, не надо. Мы сейчас приложимся и уйдем…

Я же помнил, как тут относятся к длинноволосым.

– Нет, подожди, – не отступается от меня старец. – А ты зачем длинные волосы носишь?!

– А ты зачем? – вдруг так дерзко поинтересовался у него и я.

– Мы, монахи, – спокойно отвечает он, – носим длинные волосы для смирения. А ты для чего?

И этим простым ответом он все поставил на свое место. Что я мог ему на это сказать? Я же свои длинные волосы носил, совсем наоборот, для выпендрежа.

– Ладно, – говорю – стригите.

Все обрадовались, а геронда, кажется, больше всех.

«Постриг» Ильи Авраменко

Легконогий отец Иаков – наш, русский монах – помчался за ножницами.

– Где же Яша? Где ножницы?! – волновались все, пока он не вернулся, переживая, видимо, что я могу передумать.

Но отец Иаков прибежал назад очень скоро. Благочинный монастыря отец Гавриил (Гиуврис) взял у него ножницы, собрал мои патлы в пучок и спокойно его отрезал.

Все засмеялись, закричали «Аксиос!»

Благочинный отец Гавриил взял ножницы, собрал мои патлы в пучок и отрезал

А я подумал: «Интересно, а почему геронда сам меня не стрижет? Это же он настаивал, вот сам пусть и стрижет».

– Геронда, ты хотел, ты и стриги! – протянул ему ножницы.

Отец Иаков перевел геронде на греческий.

Потом уже мне сказали, что геронда так никогда никого не стриг.

А тут вдруг он взял ножницы и как-то очень нежно отстриг мне сначала один огромный клок, потом посмотрел и еще отстриг – вроде как подровнял. А потом поднял руку с отстриженными моими волосами, засмеялся и закричал звонко, на весь монастырь:

Геронда Григорий и Илья Авраменко. После «пострига»

А геронда сказал:

– Имя тебе отныне Михаил…

И было это все в день моего рождения.

Такой вот невероятный, неземной подарок.

Что это было? Одни убеждены: некое сакральное действо, смысл которого мы узнаем потом. Другие возражают: просто старец почудил немножко, бывает. Третьи говорят: это на Афоне ты монах Михаил, а в миру, как был, так и остаешься Илья – семейный человек; ты же обеты никакие не давал.

Сам геронда после этого «пострига» сказал мне:

– Монастырь теперь твой дом родной. Приезжай, живи с нами, сколько хочешь.

Я был в Дохиаре в октябре прошлого года. Геронды не было. Мне объяснили, что он сильно болен и в обители его нет.

Собачки его ходили какие-то потерянные.

Не было и отца Гавриила.

Я уехал из Дохиара, а через два дня геронда Григорий отошел ко Господу.

Но у меня чувство, что он не оставил нас, он рядом с нами.

Помяни, Господи, схиархимандрита Григория во Царствии Твоем!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector